В 1989 г. в результате протечки трубопровода «Сибирь—Урал—Поволжье» с широкой фракцией легких углеводородов (ШФЛУ) произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, Погибли 575 человек[1] (по другим данным 645[2]), 181 из них — дети, ранены более 600.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2—3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

На тот момент в мире еще не существовало эффективных решений для обнаружения утечек ШФЛУ из трубопроводов на больших открытых пространствах и возникла задача создания подобного эффективного решения.

В начале 90-х г. компания «Сибнефтегазпереработка» поднимает вопрос о создании системы инфракрасного наблюдения и видеомониторинга для поиска утечек ШФЛУ из трубопроводов. Первые попытки поиска утечек углеводородов из трубопроводов основывались на тепловизионном принципе и не принесли значительных результатов.

В конце 1997 г. ОАО «Газпром» выступило с инициативой о создании системы дистанционного поиска утечек метана из магистральных трубопроводов с возможностью установки на вертолет.

В 2001 г компания ОАО «Пергам-Инжиниринг» заключила договор с отделом «Диодно-лазерной спектроскопии» Института общей физики РАН для совместной разработки устройства, которое позволяло бы определять метан дистанционно при помощи инфракрасного диодного лазера.

В 2002 г. опытный образец диодно-лазерного детектора метана (ДЛС) был создан нашей компанией и испытан на объектах ОАО «Газпром»

В 2003 г. был создан прототип прибора для обнаружения утечек метана с вертолета. Тестовые полеты показали его высокую эффективность. Было принято решение о создании серийного образца авиационной версии ДЛС.

Начиная с 2004 г. авиационный ДЛС выпускается мелкосерийно компаний ОАО «Пергам-Инжиниринг» и поставляется заказчикам.
Начиная с 2006 г. выпускается так же автомобильная версия ДЛС для поиска утечек метана из городских газораспределительных сетей. Данная система поставляется на рынок СНГ, Европы, Азии и США.

Проект по созданию «Дистанционной лазерной системы мониторинга утечек природного газа на газотранспортных и газораспределительных промышленных объектах» будет представлять собой дальнейшее развитие системы ДЛС в виде глубокой модернизации и доработки авиационной и мобильной версий. Все научно-технические разработки и методики наших специалистов, а так же практический опыт применения системы ДЛС позволят в короткие сроки создать стационарную систему круглосуточного мониторинга промышленных объектов, использующих природный газ с интеграцией в существующие системы автоматизации и безопасности предприятий.